Исправляем произношения звуков: л, ль.
Достаточно часто дети неправильно произносят звуки л и ль. Твёрдый звук л даётся им сложнее,так как у него более сложная артикуляция.
При правильном произношении звука л кончик языка упирается в верхние резцы, корень языка приподнят, струя воздуха проходит между боковыми краями языка и верхними коренными зубами. При произношении звука ль кончик языка фиксируется к бугоркам за верхними зубами. Иногда ребёнок заменяет звук л на звуки У или Ы ( "уампа, ыампа" вместо лампа). Язык при этом глубоко оттянут в глубь ротовой полости, а нижняя губа поднимается к верхним зубам. Встречается удлинение смежных гласных ("аампа"), замена л на й ("йампа"),на ль ("лямпа") и другие нарушения. Причина может быть физиологическая. Например, укороченная подъязычная уздечка, но определить это может только логопед. Уздечка хорошо растягивается с помощью артикуляционной гимнастики, специальных зондов. Грамотный логопед поможет устранить данную проблему.Если проблем с уздечкой нет, малышу будет достаточно постоянных упражнений и проговаривания звука, слогов,слов, предложений.
В первую очередь
Обучаем ребёнка правильно произносить звук л изолированно. Предлагаем ему высунуть язык и зажать кончик между зубами.В этом положение языка, произнести длительно А или Ы. Данную артикуляцию закрепляем и произносим слоги с гласным а: сначала в закрытом слоге(ал), а потом в открытом слоге (ла). Далее вводим слоги с остальными гласными. Если раннее звук л заменялся в речи совершенно на другой звук, необходимо проделать ряд упражнений с целью отдифференцировать вновь усвоенную фонему от той, которой она заменялась.
Если самостоятельно не удаётся получить звук л, то необходимо обратится к логопеду, специалист грамотно выстроит коррекционный процесс и нужный звук у ребёнка появится.