У ДЕТЕЙ С ДЦП
Тактильный вид ощущений не возникает сам по себе, он развивается результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела ребёнка и даёт возможность познавать форму, величину, плотность, упругость и шероховатость, холод или тепло, характерные для предмета. Иначе говоря, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемым человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры.
Кожа – это самый большой орган человека, и можно подобрать приёмы для развития восприятия всей её поверхности, но работая с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, прежде всего мы развиваем тактильную чувствительность пальцев рук. Это, в свою очередь, способствует развитию движений.
Также важно отметить, что тактильные импульсы от кончиков пальцев поступают в те зоны коры головного мозга, которые отвечают за речь, память, мышление, и стимулируют развитие этих функций.
Кроме того, у детей, имеющих какие-либо поражения центральной нервной системы, очень часто отмечаются нарушения мышечного тонуса пальцев рук.
Поэтому одной из важных задач коррекции моторной области является нормализация мышечного тонуса, чего можно достичь с помощью некоторых упражнений на развитие тактильной чувствительности.
Сложность и особенность коррекционно-педагогической работы развития тактильно-двигательного восприятия детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в том, что данная категория детей, как правило, не проявляет интереса к окружающему миру и стремления к тактильному обследованию предметов.
Важный период
Начать работу по развитию тактильного восприятия необходимо как можно раньше, чтобы не упустить важный сензитивный период. Поскольку сам ребёнок с церебральным параличом очень часто не имеет возможности взять предмет и манипулировать, действовать с ним, то нашей задачей является постоянно, систематически создавать эти возможности. Для этого нужно вкладывать ребёнку в обе ручки предметы, разные по величине, форме, фактуре. При этом очень важно обеспечить разнообразие тактильных ощущений. Вначале это можно делать без анализа признаков, без их называния. Взрослый сам называет игрушку или другой предмет, который у ребёнка в руках.
внимание ребёнка
Двигательная активность ребёнка с ДЦП часто оказывается значительно сниженной (ребёнок не может сам может быть даже удержать предмет в руках, не говоря уже о поглаживании, ощупывании его, поэтому педагогу необходимо осуществлять манипуляции, действия с предметом пассивно. Важно отметить, что нужно обращать внимание ребёнка на его собственные ощущения, но слово, обозначающее признак, вводить после того, как соответствующее перцептивное действие уже осуществили. Например, нажали на мягкий мячик рукой ребёнка несколько раз, а потом уже назвали признак: мячик мягкий. Многие признаки можно понять только в сравнении. Поэтому в данном случае нужно взять ещё и твёрдый мячик, и провести аналогичную работу.
Для знакомства с признаками, которые можно определять на ощупь, лучше использовать контрастные предметы: большой и маленький, твёрдый и мягкий, гладкий и шероховатый, шар и фигуру с углами (кубик, призму).
Для развития тактильной чувствительности, а также для нормализации мышечного тонуса очень эффективным средством является массаж и самомассаж. Игры, игровые упражнения с элементами массажа, которые предлагаются детям на коррекционно - развивающих занятиях, занимают важное место среди других многочисленных средств. Для этого можно использовать губки, разнообразные ворсовые щётки, специальные массажные игрушки, покупные и самодельные массажёры, «тактильное домино».
Наша специализация
Остались сомнения и Вы не определились???
советы
родителям
Наши
Занятия