Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и еще в большей мере свойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животное может бояться лишь конкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще и мнимых бед, большинство из которых создает он сам. Создать новый страх легко, убить же его трудно именно из-за его нематериальности.
Беспокойные люди проскакивают настоящее, тратя свою психическую энергию на переживания по поводу будущего. Многие фобии живут за счет того, что человек заглядывает в будущее, а не живет в настоящем, в котором ничего страшного не происходит.
Страхи, с одной стороны — защитная реакция от негативного воздействия на нашу психику, с другой стороны — это то, что не дает нам развиваться, рисковать и подниматься на новые уровни своего сознания. Страхи, приобретенные в детстве, могут стать ограничивающими убеждениями на всю жить, стать подсознательными блоками, мешающими вашему развитию, и препятствовать вашим успехам.
Страхи, с одной стороны — защитная реакция от негативного воздействия на нашу психику, с другой стороны — это то, что не дает нам развиваться, рисковать и подниматься на новые уровни своего сознания. Страхи, приобретенные в детстве, могут стать ограничивающими убеждениями на всю жить, стать подсознательными блоками, мешающими вашему развитию, и препятствовать вашим успехам. Все страхи можно условно разделить на природные и социальные.
Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и помимо основополагающих страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д.
Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.
Среди причин, приводящих к формированию страхов у подростков в возрасте от 11 до 16 лет, выделяют:
Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности.
Причины
Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе, большой возраст родителей (страх их смерти) и пр.
Психоэмоциональные причины, обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.
Скрытые формы агрессии способствуют зарождению страхов, среди этих форм можно отметить раздражение, вину, подозрительность.
Подростковый страх отличается от фобий, которые обуревают детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Отличительной чертой является увеличение числа социальных страхов и уменьшением фобий.
КАКИЕ СТРАХИ ЕСТЕСТВЕННЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Новорожденные испытывают рефлекторный страх перед резкими звуками, падениями, приближением больших предметов.
В возрасте от 7 месяцев появляется страх перед долгим отсутствием мамы. Этот страх ярко проявляется до 2,5 лет у девочек, и 3 лет у мальчиков.
В 8 месяцев появляется страх перед незнакомыми людьми (не-мамой). Обычно проходит до 2 лет. До двух лет у детей проявляются – страх неожиданных звуков, высоты, страх перед животными, движущимся транспортом, страх одиночества, боли, уколов, темноты.
После двух – уколов, медработников, одиночества (боятся оставаться одни, боятся, что бросит мама), уменьшается рефлекторный страх неожиданных звуков. Появляется страх перед засыпанием, связанный с кошмарами.
В 3 года появляется страх перед наказанием. И, как ни странно, он выражается в страхах сказочных персонажей – Волка, Бабы Яги, Кощея Бессмертного, в которых в фантазиях и снах ребенка превращаются злые мама и папа. Также проявляются страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства, воды, транспорта, животных, странных существ, чудовищ, привидений.
От 5 до 9 лет - сильный страх стать инвалидом (остаться без руки, ноги).
В 6 лет появляется страх своей смерти и смерти родителей, он может проявляться в страхе пожаров, войны, стихии.
В 7-8 лет смягчаются прежние страхи, но появляются новые, «страхи общения»: боязнь опоздать, получить плохую оценку, быть неуспешным, смешным, непринятым сверстниками.
9-12 лет – кроме социальных страхов (быть неудачником, лузером), появляются страхи, связанные с сексуальной привлекательностью - внешнего уродства, увечий, некрасивого лица.
Подростки 12-14 лет боятся факторов, связанных с политикой, экономикой, окружающей средой, которые могут причинить им вред (страх экологической катастрофы, кризиса, не найти работу, не выйти замуж и т.д.)
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗЛИШНИХ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.
Очевидны для родителей негативные последствия сильных ситуативных страхов (испугов) – это тики, энурез, заикание, плохой сон, раздражительность и т.п. Кроме таких очевидных проблем, безобидные и беспочвенные, с точки зрения взрослых, страхи, против которых ребенок не смог выработать нормальную защиту, останутся с ним во взрослой жизни. Очень часто проблемы взрослого человека основаны на таких не переработанных детских страхах. Поэтому так важно внимание и помощь родителей в преодолении детьми страхов, до того, как они начнут оказывать влияние на характер ребенка. Начиная с 8-9 лет, когда в норме количество страхов уменьшается, комплекс страхов общения – страх опоздать, не успеть, получить плохую оценку, сделать что-то не так – приводит к развитию тревожно-мнительного типа характера. Такие дети неуверенны, застенчивы, скованы, сложно вступают в контакт, чувствуют постоянное напряжение, долго сомневаются, не могут принять решение и т.д..
Отсутствие внимания взрослых к устойчивым детским страхам и несвоевременная их коррекция могут привести к деформированию эмоциональной сферы детей. Известны, по крайней мере, три варианта развития отрицательной эмоциональности детей: тревожность, негативистическая демонстративность и уход от реальности.
Наша специализация
Остались сомнения и Вы не определились???
советы
родителям
Наши
Занятия