АВА-терапия Обучение подражательным навыкам
Для типично развивающихся детей подражание - занятие простое, не требующее никаких усилий. Однако аутичным детям обычно сильно не достает подражательных способностей, эти навыки у них, как правило, сильно не развиты.
В рамках программ прикладного анализа поведения детей в первую очередь обучают имитировать общую моторику (топанье ногами или хлопанье в ладоши). Потом следует переходить в имитации мелкой моторики, и уже от нее - к оральной моторике, и лишь в самом конце - к вербальной имитации. Есть две подражательные программы, к использованию которых обычно прибегают при работе с новичками: игровая имитация и имитация общей моторики.
Очень хорошо начинать работу с игровой имитации,ее так же можно включить в программу обучения выражения просьбы. Игрушки хороши еще и тем, что дети будут видеть, что это весело, и не будут знать о том, что работают. Выбирайте яркие и разнообразные игрушки. Приступая к программе, соберите два одинаковых набора игрушек: пусть один будет у ребенка, а другой - у вас. Дайте ребенку указание "сделай так" во время выполнения какого-либо действия, например, когда сами катаете машинку или помешиваете игрушечной ложкой в чашке. Затем немедленно возьмите ребенка за руку и дайте ему подсказку, как он может делать то же самое со своими предметами, постепенно снижая уровень подсказок.
Помимо программ игровой имитации также рекомендовано приступить к работе над программой моторики. Хорошо выбирать те же задания, выполнения которых мы стараемся добиться в рамках работы над рецептивными навыками , над умением показывать части тела и над навыком следования инструкции. Эти навыки легко переходят от одного операнта к другому, что облегчает достижение поставленных целей.
Подражательные навыки всегда оцениваются с помощью команды "сделай так". В ходе обучения можно использовать процедуру переноса навыка между оперантами и ваш ребенок, вероятно, быстрее овладеет целевыми навыками и будет лучше обобщать полученным знания.